Третье тысячелетие, в полном соответствии с предсказаниями фантастов, постепенно приводит во все уголки человеческой деятельности все больше и больше роботов, простых и посложнее, маленьких и больших, человекообразных или совсем непохожих на нас. Впрочем, до полной замены человека роботам еще далеко, утверждают скептики, поскольку есть области, неподвластные бездушным железкам, и туда роботы в обозримом будущем не доберутся. Например, музыка.
Конечно, целые груды разнообразных проигрывателей, синтезаторов, микшеров и прочей подобной аппаратуры для воспроизведения уже исполненной и записанной на разнообразные носители музыки – не в счет. Речь идет об «живом», в реальном времени, исполнении музыкальных произведений по нотам на обычных, совсем не «цифровых», инструментах. Это, говорят пессимисты, роботам точно не под силу.
А вот ученые из японского университета Васеда уже больше двадцати лет пытаются опровергнуть эту точку зрения и сконструировать робота, который умеет играть на флейте. Недавно они представили очередную версию своего железного флейтиста и заявляют, что сейчас ему вполне по силам «почти безупречное» исполнение «Полета Шмеля» Римского-Корсакова. Читатели, недалекие от музыки, наверняка знают, что это одно из самых сложных для исполнителя высокоскоростное музыкальное произведение. Теперь оно, оказывается, может исполняться роботом.
История создания робота-флейтиста — довольно насыщенная, богатая разными удачами и огорчениями эпопея. Если коротко, то группа японских ученых стала развивать проект в трех основных направлениях. Прежде всего, они кропотливо анализировали уже имеющиеся результаты исследований моторики человеческих мышц во время игры на флейте. Если данных было недостаточно, исследователи привлекали настоящих флейтистов и ставили новые эксперименты. Попутно они старались выяснить у музыкантов и «эмоциональную» составляющую игры. Наконец, третье, самое интересное направление – передача навыков работы с инструментом тому, кто не умеет играть.
На основе полученных данных, собранной статистики и сделанных из нее выводов, формул, алгоритмов, японские ученые принялись конструировать отдельные детали своего будущего железного музыканта. Первоначально они были громоздкими, неуклюжими и совершенно не похожими на человеческие руки и другие органы.
Но постепенно, по мере накопления опыта, конструкторам пришлось признать, что наиболее удачные результаты получаются в результате максимального подражания человеку – его губам, легким, пальцам. В результате робот WF-4RIV (именно так обозначена последняя модификация) выглядит как настоящий андроид, даже с «глазами». Вмонтированные в его голову камеры предназначены для лучшего визуального контакта с живым партнером, с которым, как надеются создатели, роботу еще предстоит играть в дуэте.