Работа на высоковольтных линиях всегда ставит человека перед риском смерти. Поэтому многие компании отдают эту миссию роботизированным машинам.
На данный момент проверкой и ремонтом высоковольтных линий занимаются люди, а для их безопасности приходится отключать участки электрических линий, которые сейчас находятся на проверке. Это не самый лучший выход из положения для всех компаний, ведь им необходимо перенаправлять энергетические потоки по другим линиям или совсем обесточивать отрезки системы на время ремонта, куда могут входить и жилые районы городов. Из-за увеличения спроса на электроэнергию данная задача становится очень сложной. Поэтому применения роботов для работы на высоковольтных линиях, находящихся под напряжением скоро войдет в обиход. Существует и другая альтернатива. Она предполагает инспекцию на отключенных линиях электропередач на вертолетах со специальным оборудованием, но даже в этом случае почти всю работу выполняет человек и трудно даже представить, каком риску он подвержен.
Робот Expliner перемещается по знакомым для Японии высоковольтным линиям, которые состоят из четырех кабелей, удерживаемых опорами. Робот прошел тестирование при напряжении 500 кВ. Робот представляет собой четырехколесное средство передвижения. Нижняя часть робота выглядит, как рука-манипулятор, которая играет роль противовеса. Самая главная проблема для этих механизмов – это преодоление встречных преград.
Но движение это не единственная задача робота, ведь он должен осуществлять свое главное предназначение – выполнять проверку линий электропередач. Робот снабжен четырьмя наборами сенсоров с лазерами – один на каждом кабеле. Робот должен осмотреть поверхность всех проводов для того, чтобы обнаружить коррозию, а также рассмотреть любые изменения в диаметре кабеля. Эти изменения свидетельствуют о нарушении внутренней структуры линии. Помимо лазеров, робот имеет фотокамеру с высоким разрешением. Он может фотографировать опоры и линии более эффективно, чем человек или вертолет.
Единственным конкурентом у Expliner является LineScout. Он предназначен для перемещения по одной линии и может обходить препятствия в виде изолирующих гирлянд. LineScout планируют сделать автомным, а вот HiBot будет частично управляться человеком, но это во много раз удешевляет проект его создания.