CAPTCHA расшифровывается как Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart, что означает «Полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для отличия компьютеров от людей». Часто CAPTCHA еще называют «обратным тестом Тьюринга» – ОТТ. В настоящее время CAPTCHA активно используется в Интернете для предотвращения регистрации на сайтах различных компьютерных программ, целью которых является распространение спама. Сегодня наиболее популярны CAPTCHA в виде картинок, на которых изображены специально искаженные цифры и (или) буквы. В первое время CAPTCHA были достаточно простые, как например вот эта:
Со временем искусственный интеллект компьютерных ботов вырос, что позволило им без труда взламывать CAPTCHA такой сложности. И поэтому теперь на сайтах не редко можно встретить картинки, которые даже человеку трудно разглядеть:
Проблема становится очевидной: для повышения стойкости теста приходится его усложнять, параллельно затрудняя его прохождение и человеком. Индийский ученый по имени Нилой Митра из Института технологий в городе Дели совместно с исследователями из Тайваня и Тель-Авивского университета предложил новую CAPTCHA. Помимо повышения стойкости CAPTCHA от прохождения ее компьютерными ботами, Нилой Митра преследовал и другую цель: облегчение человеку прохождения обратного теста Тьюринга.
Новый тест выглядит следующим образом. Оригинальные изображения, например, животных, благодаря использованию специального алгоритма преобразуются к виду, как будто они был нарисованы с помощью чернильных клякс. По результатам проведенных тестов 98% из 310 участников смогли разгадать 80% образов. В среднем они на это тратили шесть с половиной секунд.
Для усложнения распознавания изображений компьютерными ботами, часть контура оригинальных изображений затирается, и добавляются «шумовые» пятна. В результате таких преобразований стойкость теста значительно повышается, но человек также начинает хуже справляться с заданием. После усложнения теста его смогли пройти только 74% участников, у которых на его прохождение в среднем затрачивалось 12.5 секунд.
Создание анимации на основе усложненных изображений позволило улучшить показатели теста. Распознать двигающуюся фигуру смогли все участники теста, а вот статичные картинки из видео смогли осилить только 10% всех испытуемых. Переход на анимацию дает одновременно два эффекта: усложнение теста для компьютерных ботов и его облегчение для людей. Новый обратный тест Тьюринга планируют представить в декабре на конференции SIGGRAPH Asia, которая будет проходить в японском городе Йокогама.