В цикле статей «Предыстория искусственного интеллекта» кратко описана история развития научных дисциплин, которые внесли свой вклад в область искусственного интеллекта в виде конкретных идей, воззрений и методов.
Философия (период с 428 года до н.э. по настоящее время)
Точный свод законов, руководящих рациональной частью мышления, был впервые сформулирован Аристотелем (384-322 годы до н.э.). Он разработал неформализованную систему силлогизмов, предназначенную для проведения правильных рассуждений, которая позволяла любому вырабатывать логические заключения механически, при наличии начальных предпосылок. Томас Гоббс (1588—1679) предположил, что рассуждения аналогичны числовым расчетам и что «в наших неслышимых мыслях мы поневоле складываем и вычитаем». В то время автоматизация самих вычислений уже шла полным ходом; примерно в 1500 году Леонардо да Винчи (1452—1519) спроектировал, но не построил механический калькулятор; недавно проведенная реконструкция показала, что его проект является работоспособным. Первая известная вычислительная машина была создана примерно в 1623 году немецким ученым Вильгельмом Шиккардом (1592—1635), хотя более известна машина Паскалина, построенная в 1642 году Блезом Паскалем (1623—1662). Паскаль писал, что «арифметическая машина производит эффект, который кажется более близким к мышлению по сравнению с любыми действиями животных». Готтфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) создал механическое устройство, предназначенное для выполнения операций над понятиями, а не над числами, но область его действия была довольно ограниченной.
После того как человечество осознало, каким должен быть набор правил, способных описать формальную, рациональную часть мышления, следующим этапом оказалось то, что разум стал рассматриваться как физическая система. Рене Декарт (1596—1650) впервые опубликовал результаты обсуждения различий между разумом и материей, а также возникающих при этом проблем. Одна из проблем, связанных с чисто физическими представлениями о разуме, состоит в том, что они, по-видимому, почти не оставляют места для свободной воли: ведь если разум руководствуется исключительно физическими законами, то человек проявляет не больше свободной воли по сравнению с булыжником, «решившим» упасть в направлении к центру земли. Несмотря на то что Декарт был убежденным сторонником взглядов, признающих только власть разума, он был также приверженцем дуализма. Декарт считал, что существует такая часть человеческого разума (душа, или дух), которая находится за пределами естества и не подчиняется физическим законам. С другой стороны, животные не обладают таким дуалистическим свойством, поэтому их можно рассматривать как своего рода машины. Альтернативой дуализму является материализм, согласно которому разумное поведение складывается из операций, выполняемых мозгом в соответствии с законами физики. Свободная воля – это просто форма, в которую в процессе выбора преобразуется восприятие доступных вариантов.
Если предположить, что знаниями манипулирует физический разум, то возникает проблема – установить источник знаний. Такое научное направление, как эмпиризм, можно охарактеризовать высказыванием Джона Локка (1632—1704):
«В человеческом понимании нет ничего,что не проявлялось бы прежде всего в ощущениях».
Дэвид Юм (1711—1776) в своей книге «A Treatise of Human Nature» («Трактат о человеческой природе») предложил метод, известный теперь под названием принципа индукции, который состоит в том, что общие правила вырабатываются путем изучения повторяющихся ассоциаций между элементами, которые рассматриваются в этих правилах. В теории Рудольфа Карнапа и Карла Хемпеля (1905—1997) предпринята попытка понять, как знания могут быть приобретены из опыта. В книге Карнапа «The Logical Structure of the World» определена явно заданная вычислительная процедура для извлечения знаний из результатов элементарных опытов.
Заключительным элементом в картине философских исследований проблемы разума является связь между знаниями и действиями. Данный вопрос для искусственного интеллекта является жизненно важным, поскольку интеллектуальность требует не только размышлений, но и действий. Аристотель утверждал, что действия обоснованы логической связью между целями и знаниями о результатах данного конкретного действия. Характерным примером рассуждений о рациональных действиях является следующее (цитата из работ Аристотеля).
«Нам предоставляется право выбора не целей, а средств достижения цели, ведь врач рассуждает не о том, должен ли он лечить, а оратор – не о том, станет ли он убеждать… Поставив цель, он размышляет, как и какими средствами ее достичь; а если окажется несколько средств, то определяет, какое из них самое простое и наилучшее; если же достижению цели служит одно средство, думает, как ее достичь при помощи этого средства и что будет средством для этого средства, пока не дойдет до первой причины, которую находит последней и то, что было последним в порядке анализа, обычно становится первым в порядке осуществления… Если же он приходит к выводу, что цель недостижима, отступается, например, если нужны деньги, а достать их нельзя; но если достижение цели кажется возможным, то пытается ее достичь».
Анализ на основе цели является полезным, но не дает ответа на то, что делать, если к цели ведет несколько вариантов действий или ни один вариант действий не позволяет достичь ее полностью. В книге «Utilitarianism» приверженца утилитаризма Джона Стюарта Милла (1806—1873) провозглашена идея о том, что критерии принятия рациональных решений должны применяться во всех сферах человеческой деятельности.